![]() |
Опубликовано: Olinda  28 января в 01:29
![]() В течение ряда столетий, вплоть до XVII века в древней Руси единственными профессио-нальными представителями народного словесного и музыкального творчества, его хранителями и носителями были скоморохи. История скоморохов полна загадок и неясностей. Даже происхождение самого слова “скоморох” до сих пор остается загадкой. На сегодняшний день существует не менее двадцати (!) гипотез об этимологии этого слова. Очевидно, что история скоморохов уходит корнями в языческие времена. До наших дней сохранилась пословица: “Всякий спляшет да не как скоморох”, из которой можно сделать вывод, что искусство скомороха разительно отличалось от игры какого-нибудь деревенского музыканта. Совершенно очевидно, что для того, чтобы удерживать внимание разномастной аудитории скомо-рохи обладали множеством средств, невозможных для дилетанта. Этот профессионализм заклю-чался не только в мастерском владении инструментом (и не одним!) и способностью к импрови-зации, но и в умении мгновенно оценить потребность публики, таланта предугадать конкретные требования зрителя. Скоморошество было полностью устным и не имело письменной фиксации. Во всяком слу-чае, музыкальной нотной. Тексты скоморошин сохранились во множестве, благодаря усилиям эт-нографов, начиная с Кирши Данилова (XVIII в.), первого собирателя народных песен. Деятель-ность скоморохов нашло широчайшее отображение в литературе (в том числе и в судебной), в па-мятниках изобразительного искусства. Сохранились поэтические образцы их творчества, но сама музыка не дошла до наших дней. Поводом для создания этой программы послужило участие в съемках исторического кино-фильма “Александр. Невская битва”, посвященного выдающейся личности Александра Невского (1221-1263). В фильме музыканты Drolls исполнили роли скоморохов на свадебном пиру князя. Специально для съемок был подобран текстовый материал и приготовлены несколько номеров, ставших основой будущей концертной программы и данного студийного альбома. В реконструкции музыки скоморохов Drolls применили два способа. Первый и самый основной заключался в том, что оригинальные средневековые тексты со-единили с музыкальным фольклором “окраин” Московской Руси: Белгород, Курск, Архангельск, Псков, где спасались от репрессий многие представители скоморошества. Фольклор этих земель вполне может носить черты (пусть и не вполне достоверные и претерпевшие изменения) скомо-рошьего искусства. В поддержку этой версии выступает и тот факт, что именно на этих террито-риях вплоть до 80-х годов XX века сохранились в народной практике огромное количество музы-кальных инструментов, являющихся современниками скоморохов (свирели, рожки, жалейки, буб-ны). Народные музыканты унаследовали некоторые традиции скоморошьей игры, находящие под-тверждение в средневековой иконографии. Фольклор этих земель изобилует жанрами типичными для скоморохов: небылицы, шуточные и былинные песни, свадебные, плясовые, инструменталь-ные наигрыши. Зафиксирована развитая ансамблевая игра. Второй способ более очевиден и не претендует на достоверность - это стилизация. Авторство, там, где оно имеет место быть, честно указывается. 13 февраля, суббота, Московский международный Дом Музыки. Ансамбль ранней музыки Drolls Начало в 19-00 www.mmdm.ru |
Назад |